Сколько октав в голосе певцов. Диапазоны певческих голосов. Как определить свой диапазон голоса

Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самой низкой ноты до самой высокой. Точнее, насколько певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу.

На педагог в первую очередь оценивает ваш певческий диапазон, когда дает характеристику голоса. Иметь широкий голосовой диапазон важно для хорошего исполнителя.

Какой у вас голос и диапазон?

В профессиональное пение, как и в большой спорт, не берут всех подряд. У будущего певца должна быть хорошая . Эластичность голосовых связок, данная природой. Именно она влияет на гибкость голоса и широту диапазона.

Однако, певческий диапазон можно развивать! Для этого и нужно знать, какой диапазон голоса у вас.

В академическом пении есть общепринятая система с четкими границами певческого диапазона. Которой уже более 300 лет, на минуточку!

Тип голоса ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ
ВЫСОКИЙ
  • колоратурное сопрано
  • сопрано
  • контртенор
  • тенор
СРЕДНИЙ меццо-сопрано баритон
НИЗКИЙ контральто (альт) бас

В эстрадном и джазовом пении отказались от какой-либо классификации голоса по диапазону. Потому что в современной поп, рок и соул музыке нет никаких границ и канонов, как в классике.

Например, в опере за определенным типом (диапазоном) голоса закреплен тембр и характер персонажа.

  • Лирическое сопрано чаще всего поет «приму», главную героиню, страдающую от любви.
  • Тенор — ее мечтательный возлюбленный.
  • Баритон или бас — злодей, который хочет их разлучить.
  • Меццо-сопрано — антогонист, соперница «примы», обязательно с драматичной судьбой.
  • Колоратуре чаще отдают мифических персонажей, вспомните хотя бы арию Царицы Ночи Моцарта.

Примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале: data-medium-file="https://i0.wp..jpg?fit=300%2C200&ssl=1" data-large-file="https://i0.wp..jpg?fit=640%2C427&ssl=1" class="wp-image-1693 aligncenter" src="http://ovocale.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-1-300x200.jpg" alt="Диапазоны голосов в пении, певческий диапазон голоса, какой диапазон голоса, типы голосов по диапазону, голосовой диапазон, вокальный диапазон певческого голоса" width="725" height="483" srcset="https://i0.wp..jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i0.wp..jpg?resize=768%2C512&ssl=1 768w, https://i0.wp..jpg?resize=1024%2C683&ssl=1 1024w, https://i0.wp..jpg?resize=600%2C400&ssl=1 600w, https://i0.wp..jpg?resize=700%2C467&ssl=1 700w, https://i0.wp..jpg?resize=520%2C347&ssl=1 520w, https://i0.wp..jpg?resize=360%2C240&ssl=1 360w, https://i0.wp..jpg?resize=250%2C167&ssl=1 250w, https://i0.wp..jpg?resize=100%2C67&ssl=1 100w, https://i0.wp..jpg?w=1267&ssl=1 1267w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">Зная характер персонажа и его окраску голоса, композитор сочиняет оперные арии, которые подходят по высоте певцу с определенным певческим диапазоном.

В современном эстрадном, джазовом вокале диапазон не всегда соответствует музыке, которую вы поете. Можно менять тембр и характер звука, независимо от того, какой у вас диапазон. А также владеть певческим диапазоном в четыре октавы, но исполнять поп-песенки из трех нот.

Как определить свой диапазон голоса?

Узнать диапазон голоса и подобрать песни, которые походят вам по высоте, сможет . Однако, вы в силах сделать это сами. Определить с помощью тюнера , либо с инструментом, если знаете ноты.

Пойте распевки до тех пор, пока можете сомкнуть голосовые связки и издать хоть какой-то звук. Самые верхние и нижние ноты, которые вы способны извлечь, будут границами общего голосового диапазона.

Вот небольшая шкала, чтобы вы понимали, о чем речь:

  • 1-1,5 октавы — рабочий диапазон среднего начинающего вокалиста, у которого еще не разработан голос.
  • 2-2,5 октавы — певческий диапазон, с которым можно брать сложные красивые песни. У многих людей с гибким от природы голосом бывает диапазон в две октавы и без занятий вокалом.
  • 2,5-3 октавы — диапазон профессионального певца. Кстати, к певцам, которые работают в мюзиклах и поют в опере, есть требование иметь диапазон не меньше двух октав !
  • 3-3,5 и выше — диапазон ХОРОШЕГО профессионального певца.
  • 4-4,5 октавы — редкость среди вокалистов. Однако, все певцы стремятся к отметке в четыре октавы, и правдами-неправдами прибавляют себе пару нот на словах.
  • 5 октав и выше — большая редкость, голоса таких людей считают уникальными и частенько заносят в Книгу рекордов Гиннеса.

Можно ли увеличить вокальный диапазон?

Разговорный диапазон — это небольшой отрезок в пять-шесть нот. Его вы используете в повседневной речи. Разговорный диапазон называют «примарным». Голос звучит естественно и насыщенно в примарных нотах. Поэтому большинство певцов не поет, а как бы говорит под музыку, не напрягаясь. Есть вокальные техники по увеличению диапазона за счет примарных нот.

Рабочий певческий диапазон — отрезок голоса, где вокалист использует разработанные упражнениями ноты. Он гораздо шире разговорного, но тоже ограничен. Рабочий диапазон легко развить упражнениями и распевками.

Чаще всего, когда педагог по вокалу обещает увеличить ваш диапазон голоса, речь идет именно о рабочем диапазоне, а не о том, что заложен в вас природой.

Общий диапазон голоса — то количество звуков, которые вы способны извлечь, но которыми не пользуетесь в пении. От крайних нот наверху, близких к писку, и до грудных самых низких нот. Общий диапазон зависит от физиологии, данной от природы, и различается у большинства людей.

Расширить общий диапазон куда сложнее, чем рабочий. Однако, он меняется с возрастом в течении жизни. У детей диапазон меньше, а голос выше. В подростковом возрасте голос «ломается», грубеет. И окончательно формируется по тембру и диапазону к годам 30. В старческом возрасте связки теряют эластичность, и общий диапазон сокращается. Хотя рабочий может оставаться прежним.

Какие бывают певческие диапазоны на примере диапазона моего голоса:

Ну, и интересная особенность — когда вы работаете над краями общего диапазона , над самыми верхними нотами, средний регистр голоса укрепляется, начинает звучать лучше и плотнее.

Зачем знать, какой певческий диапазон у вас?

  1. Чтобы понимать , какие песни подходят вам. Выбрать песню в своем диапазоне и правильно подобрать стиль музыки. Например, для соула, r&b и рока необходимы голоса с высокими нотами, а значит, с широким вокальным диапазоном. В доказательство Ian Gillan, Aretha Franklin и Beyonce. Джаз и блюз — для голосов с плотными низкими нотами, как например, у Billie Holiday и Etta James . А вот фанк и поп-музыка отлично подойдут голосам с небольшим диапазоном, если вы обладаете ярким тембром в разговорном регистре.
  2. Чтобы найти свои переходные ноты. Переходные ноты находятся на стыке двух («головного» и «грудного»). Там, где голос «ломается», переходит от плотного звука к тонкому. У широкого диапазона таких «порогов» может быть больше двух.
  3. Чтобы знать, какая система упражнений и распевок вам подойдет. Лучше всего определит это педагог по вокалу. Но если вы занимаетесь пением самостоятельно, то информация о вашем певческом диапазоне пригодится, чтобы подобрать распевки для высокого или низкого голоса. Кстати, рекомендую распевки Мелиссы Кросс . Они разделены по типу голосов: бас, тенор, альт и сопрано, и созданы для эстрадного пения и экстрим-вокала.

Рабочий диапазон можно и нужно расширять. Для этого:

  • Пропевайте звуки за пределами разговорного регистра. Пойте больше распевок на неудобные верхние и нижние ноты, чтобы приучать голос работать иначе.
  • Берите сложные песни. Те, где мелодия выше или ниже рабочего диапазона. Тренируясь на таких композициях, можно быстро развить певческий диапазон.
  • Меняйте тональность. Пойте песню на полтона ниже и на полтона выше. А потом возвращайтесь в исходную тональность. Голосовой диапазон будет увеличиваться.
  • Работа с регистрами голоса также помогает расширять рабочий диапазон. Советую мой лайфхак для голоса — на разработку вокальных регистров.

Зачем развивать голосовой диапазон?

Чтобы петь больше красивых песен и обладать большими красками голоса! При неразвитом диапазоне песни у вокалиста будут однообразными, в пределах двух-трех нот.

Вот несколько примеров, каким общим диапазоном голоса обладают современные певцы и певицы:

  • Adele — 2,5 октавы
  • Sia — 3 октавы
  • Katy Perry — 3 октавы
  • Celine Dione — 3,1 октавы
  • Whitney Houston — 3,2 октавы
  • Madonna — 3,2 октавы
  • P!nk — 3,5 октавы
  • Ariana Grande — 4 октавы
  • Beyonce — 4 октавы
  • Christina Aguilera — 4 октавы
  • Полина Гагарина — 3,2 октавы
  • Пелагея — 3,5 октавы
  • Ани Лорак — 4 октавы
  • Sam Smith — 3 октавы
  • Justin Timberlake — 3,2 октавы
  • Ed Sheeran — 3,5 октавы
  • Michael Jackson — 4 октавы
  • Freddie Mercury — 4 октавы
  • Adam Levine — 4 октавы

Ну, теперь понятно, зачем развивать диапазон голоса, чтобы стать профессионалом?

Тогда открывайте мой . Это простое и эффективное упражнение для голоса мы используем с учениками уже много лет.

Вам понравится:


(9 августа 1963 - 11 февраля 2012) вошла в историю как одна из лучших мировых певиц. По мнению многих, она стала наилучшим голосом Америки из когда-либо ею рождённых. Карьера Хьюстон, продолжавшаяся два десятилетия, была отмечена записью знаковых синглов с виртуозным исполнением, которые будут навсегда вшиты в ткань американской, да и мировой культуры. Именно поэтому, когда певица была найдена мёртвой в своём гостиничном номере отеля Beverly Hilton 11 февраля 2012 года, общественный резонанс был настолько великим. Подобные таланты появляются слишком редко и чувство, что её голос вживую мы никогда не услышим, стало слишком болезненным.

Ниже представлены десять интересных фактов из жизни королевы соула, обладательницы уникального голоса в 5 октав Уитни Хьюстон.

Наркотики

В 2002 году Уитни Хьюстон в телеинтервью Опре Уинфи призналась, что употребляет наркотики, алкоголь и психотропные препараты. Вскоре певица назвала эту пагубную привычку большой «глупостью». Весной 2011 года Уитни была включена в программу реабилитации.

Фанатка Хьюстон


В 1993 году в Лондоне на неделю посадили в тюрьму ярую фанатку Хьюстон 20-летнюю Элен Стивенс, которая не давала покоя своим соседям громко-включённой песней I Will Always Love You, докучавшей им даже через звукоизоляцию.

Гимн


В 2002 году Саддам Хусейн сделал композицию I Will Always Love You гимном своей предвыборной кампании.


Любопытно, что впервые прочитав сценарий к фильму «Телохранителя», Хьюстон категорически отказалась от съёмки в нём, сказав, что героиня картины - «истеричка» и что она никогда бы так себя не повела. Кевин Костнер, режиссёр и продюсер фильма с большим трудом уговорил Уитни сыграть эту роль.

Солистка хора


В 11 лет Уитни стала солисткой хора при церкви. После чего люди начали приходить в церковь не столько, чтобы посетить службу, сколько послушать юное дарование.


Суперхит Уитни Хьюстон I Will Always Love You, давший ей пожизненную славу, написала кантри-певица Долли Партон в 1974 году. Эту песню намеревался перезаписать Элвис Пресли, желая выкупить половину прав, но Партон ему отказала. После того как хит был исполнен Уитни Хьюстон в фильме «Телохранитель», Партон на одних только правах заработала $ 6 млн. Этот саундтрек стал самым продаваемым из всех саундтреков - 43 млн копий.

Фонд благотворительности WHFC


В 1989 году Хьюстон создала свой фонд благотворительности WHFC. На собранные средства организации были построены городские парки и игровые детские площадки, проводились каждый год рождественские вечера. Выходя в 1992 году замуж, певица попросила всех своих гостей сделать пожертвование в WHFC вместо подарков.

Первый альбом


Её первый альбом, вышел в 1985-м и стал в истории музыки наиболее успешным дебютным женским альбомом - только за год в Америке он был продан тиражом 13 млн копий и продержался на вершине престижного чарта 14 недель подряд.

Модель


Будущая суперзвезда до 1985 года была моделью и часто появлялась на обложках и страницах модных журналов Seventeen, Glamour, а также снималась для рекламных плакатов всевозможных компаний, среди которых Max Factor.

Прозвище Ниппи


Прозвище Ниппи Уитни было дано её отцом Джоном Хьюстоном ещё в детстве. Это имя персонажа из знаменитого американского мультфильма, который часто ввязывался в неприятные истории.


Диапазон - главное свойство человеческого голоса. В диапазоне есть октавы: чем их больше, тем диапазон лучше. Диапазонами можно меряться; если выходит не в вашу пользу, можно возразить, что у вас зато диапазон рабочий. Если окажется, что ваш диапазон 2-3 октавы или больше, нужно непременно похвастаться.
Поделюсь и я своими знаниями об этом предмете.

Итак, некоторые диапазоны:
1 октава. Используется как ругательство.
1,5 октавы. Это средний диапазон непоставленного голоса. Бывает меньше.
Этого же диапазона хватает для исполнения очень многих поп- и говнорок-песен. Ведь у тех, кто их поет, у самих обычно не больше.
2 октавы. Считается стандартом для профи.
Тут нужно внести ясность. Две октавы в понимании академистов - это очень и очень неслабо. Подразумевается, что нижняя нота слышна в театре на последних рядах, сквозь оркестр, при этом певец не давится. Верхняя нота тоже должна звучать - без качки, без тремоляции, хрипотцы, в натуральном тембре. И - самое главное - что-то выражать, передавать какое-то настроение.
Таких двух октав хватает почти на всё. Даже, замечу, на то, чтобы попонтоваться диапазоном.
В джазе он измеряется по-другому, и выходит намного больше - взять ту же Мэрайю Кэри.
Можно провести аналогию с ваттами. Например, советская магнитола (2х3,5Вт) и иностранная (380Вт) - сила звука почти одинакова.
3 октавы. Или очень много (если рабочий), или мало (если вверху фальцет, а внизу шепот).
А, пока не забыл. Маленький словарик.
_Фальцет_, или трехфазное колебание - режим работы гортани. Различают грудь/фальцет, голос/фальцет. В мужской диапазон НЕ ВХОДИТ.
Женские, контратеноровые и прочие голоса поют этим способом ПОЧТИ ВЕСЬ диапазон, поэтому говорить тут о фальцете не имеет смысла.
Эстрадные, народные, джазовые певицы поют двухфазным колебанием (сиречь грудью) до ре-фа второй октавы. Дальше действительно идет фальцет.
_Микст_ - а) плотный, опертый фальцет; б) СПОСОБ ПЕНИЯ, при котором "грудь" облегчается для плавного перехода на фальцет.
_Голова_ - а) головное резонирование. Необходимо на ВСЕМ диапазоне у всех голосов. б) верхний регистр, обычно у женщин.
Это я про ре2 головой вспомнил; ну да ладно. Пойдем дальше.
3,5 октавы. Александр Градский - пример того, как не надо измерять диапазон. Если у него три с половиной, так у меня тоже. Да-да! до-диез большой - соль второй. Могу и больше взять!
4 октавы. Сергей Пенкин, Диаманда Галас. Има Сумак. Jozek. Еще одна сакраментальная цифра - в массовом сознании синоним понятия "уникальный голос", поэтому все новички (я в том числе) ищут у себя четыре октавы.
5 октав. Мэрайя Кэри.
7 1/4 октав, ля субконтр - до5. Вот ЭТО действительно было в книге Гиннесса. Марита Гюнтер, ученица Альфреда Вольфсона.

Еще один штришок. Путаница с октавами.
Дело все в том... Дело все в том, что лень. Лень, например, писать для гитары два ключа, скрипичный и басовый - поэтому все гитарные ноты пишутся на октаву выше.
То же самое с мужским голосом - если записывать ноты в реальном звучании, получится много добавочных линий. Поэтому вокальные ноты (особенно теноровые) тоже пишут октавой выше.
Короче, запоминайте. Вторая октава в скрипичном ключе=первой в реальном звучании. Камертон: ля второй/ля первой. Первая струна: ми второй/ми первой. Запомнили?
Ну, раз запомнили, напишу теперь, что такое полный диапазон.
Полный диапазон, друзья, это когда у (академического) певца есть все ноты, которые нужны для его голоса. Таких нот обычно две октавы, отсюда и пошла сакраментальная цифра.

Тенор: до малой - до второй. Тенор-альтино - ми второй.
Баритон: ля-бемоль большой - ля-бемоль первой. Баритон-мартин - вся первая.
Бас-кантанте: фа-фа# большой - фа-фа# первой.
Бас-профундо: ре-ми большой - ми первой.
Бас-октавист: чем ниже, тем лучше. Фа контроктавы в самый раз.

Женские голоса - почти то же самое на октаву выше.
Колоратурные сопрано - фа третьей,
контртенора поют в меццо-сопрановом диапазоне.
Кастраты покрывали любой женский диапазон. У Фаринелли было три с половиной октавы; Морески на закате карьеры брал ми третьей.


Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред ли это, достаточно знать, что такое октава .

С физической точки зрения октава -- это увеличение частоты звуковых колебаний вдвое. Например, 440 Гц -- это ля первой октавы (стандартный камертон), 880 Гц -- это ля второй октавы. Интервал между ними -- октава. (Такой музыкальный строй является основным для европейцев уже 2 века).

Вся полоса голосовых частот у людей обоих полов лежит примерно между 80 Гц и 1100 Гц. От ре большой октавы (73 Гц) до до# третьей октавы (1108 Гц).
Если пересчитать в октавы, получим:
80 * 2^x = 1100;
2^x = 1100/80;
x = ln(110/8)/ln(2) = 3.78 октав;

Округлим до 4 октав. Это весь (ВЕСЬ) диапазон нормальных человеческих голосов от баса до сопрано. Человек (не важно какого пола), который может петь в диапазоне 4 октав, обладает выдающимися вокальными данными (и, скорее всего, годами тренировки). Таких людей мало. Эти четыре октавы могут быть сдвинуты выше или ниже основной полосы, но сейчас я говорю в общем о размахе диапазона. В книге рекордов Гиннесса у мужчин рекорд -- 6 октав , у женщин -- 8 октав . Таких мутантов всего несколько на все человечество.

Вокальные диапазоны (бас-тенор-альт-сопрано) обычно делят по 2 октавы. Допустим, мы учитываем не только нормальный регистр голоса, но и фальцет -- это еще примерно 1 октава вверх для мужчин. Для женских голосов фальцет дает небольшой прирост диапазона. Итого есть 3 октавы: это хорошо тренированный певческий голос с учетом фальцета. Уверенный голос без фальцета от 2 до 3 октав -- это уже хорошие данные + очень хорошая тренировка.

Например, Фредди Меркури мог петь от фа большой октавы до фа второй октавы (и до ми третьей фальцетом). Это три октавы чистого голоса и еще почти октава фальцета. Эрик Адамс поет в 4 октавах на записях.

Стоит еще учитывать, что фактический диапазон и музыкальный диапазон -- вещи разные. Под вокальным диапазоном обычно понимают набор музыкально полезных звуков, которые доступны певцу. Под полезными подразумеваются те звуки, которым певец может придать необходимую длительность, силу и окраску. Я, к примеру, могу пищать фальцетом в третьей октаве и булькать басом в большой -- но музыкально эти звуки бесполезны, потому что ни контролировать их длительность, ни сделать их громкими, ни влиять на выразительность я не могу. Да и само их воспроизведение вызывает такое напряжение, что ни о каком исполнении речи нет.

Стандартная клавиатура фортепиано -- 88 клавиш. Это 7 с хвостиком октав. Вдвое больше, чем доступно очень хорошо развитому голосу.

Мечтаете стать певцом? Для начала необходимо разобраться во множестве тонкостей этой работы. Также следует знать основные диапазоны певческих голосов, каким образом они измеряются и как их развивать.

Что такое диапазон

Диапазон – это звуковой объем. Это потенциальные возможности певца брать те или иные ноты. Все мы с рождения обладает определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости.
Очевидно, что частотный диапазон голоса мужчин и женщин различен. Это заметно даже при обычной беседе. У мужчин голос более грубый. Это связано с более толстыми голосовыми складками, которые даны им с рождения.

Регистр – определенный участок звукового объема. Он может быть верхним, средним или нижним. Используется как отдельная возможность измерения голосовых данных.

Женские и мужские певческие возможности делятся на несколько видов.

Для сильной половины человечества характерен бас, баритон и тенор. Соответственно – низкий, средний и наиболее высокий. Девушкам же свойственен контральто, меццо-сопрано, сопрано. Градация такая же, как у мужских голосов: от более низкого до самого высокого.

Как узнать границы своего диапазона

Для начала следует понять основное различие между певческим и звуковым диапазоном. В обычной жизни мы способны издавать различные звуки: начиная от шепота и до громких возгласов радости и счастья. Такие высокие или напротив – низкие звуки, едва ли удастся воспроизвести в пении.

Самый низкий и свистковый регистр звукового диапазона не задействован в пении.

Чтобы узнать границы своих вокальных возможностей есть несколько способов. Это, безусловно, можно сделать дома. Нужно подойти к фортепиано и начать распеваться в соответствии с увеличением звука инструмента (или снижением звука). Когда вы уже не сможете спеть выше или ниже – это предел ваших возможностей на сегодняшний день. В


Но есть и другой, более надежный и достоверный способ – посещение фониатора. Он даст полноценную консультацию и расскажет, есть ли смысл развивать собственные возможности, и если да – то в сторону верхнего или нижнего регистра. Впрочем, вы можете несколько с помощью специальных упражнений.

Какой существует самый большой диапазон голоса?

Всего существует 8 октав. В Книгу рекордов Гиннеса попала певица из Санкт-Петербурга, как обладательница самого уникального голоса на земле.

Татьяна Долгопологова имеет потрясающий диапазон – 5 октав и 1 тон. Едва ли найдется человек, который сможет превзойти ее возможности.

У современных певцов средний диапазон – 2 октавы. Этого достаточно для полноценной работы на эстраде, и именно до этой планки его можно развить.

Конечно, неплохо было бы равняться на звезд мировой величины. Так, например, диапазон голоса Уитни Хьюстон был, ни много ни мало, ПЯТЬ октав. Благодаря великолепному голосу, певицу, которая за свою жизнь шесть раз совершала мировое турне, встречали с восторгом в любой стране земного шара. А неподражаемый харизматичный Фредди Меркури диапазоном голоса в 3 октавы завораживал многомиллионные стадионы. Даже Монтсеррат Кабалье пела вместе с коллективом «Queen». К сожалению, талант такого рода развить невозможно, это бесценный дар матушки-природы. Если вы один из счастливых обладателей подобного дара, то его надо беречь: в случае повреждения бывает достаточно трудно.

Женские и мужские голоса

Современная классификация голосов по диапазону высоты делит их на мужские, женские и детские. Среди детских выделяют альт и дискант. Диапазон мужских голосов подразделяют на бас (низкий), тенор (высокий) и баритон (средний по высоте). Отдельно стоит отметить сверхнизкий бас-профундо и сверхвысокий тенор-альтино.

В диапазоне женского голоса представлены низкий контральто, высокий сопрано и средний по высоте меццо-сопрано. Самыми знаменитыми современными певицами, чьи оперные голоса и диапазон сопрано поражали воображение и услаждали слух множественных почитателей, необходимо отметить нашу соотечественницу Антонину Нежданову, итальянку Амелиту Галли-Курчи и гречанку Марию Каллас. Реже всего встречается у певиц контральто. Однако именно для этого голоса знаменитый Римский-Корсаков написал песни Леля из «Снегурочки». И партия Ольги в «Евгении Онегине» также создана для этого густого, неимоверно насыщенного женского голоса, завораживающего саму душу прилежного слушателя. Основа красивого вокала - правильное дыхание. Ему учатся с детства. - это прекрасная подготовка не только в плане пения, но и важная составляющая физического здоровья в целом.