Правила оформления диалога в русском языке. Правила использования прямой речи в тексте. Диалог оформляется двумя способами

Здравствуйте! Грамотное написание прямой речи (ПР) и диалогов позволяет повысить наглядность информации и лучше передать общий смысл написанного. К тому же элементарное следование правилам русского языка может быть по достоинству оценено целевой аудиторией.

Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов. В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница. Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

ПР: Учитель неожиданно заметил: «Время истекло».

КС: Учитель заметил, что время истекло.

В тексте ПР чаще всего:

  • пишется в кавычках;
  • выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например – прерывания словами автора.

Вы можете бесплатно просмотреть вводные курсы по 3 востребованным направлением удаленной работы. Подробности смотрите в онлайн тренинг-центре .

С ПР начинается или заканчивает предложение

Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

«Поезд ушёл, теперь я уж точно опоздаю!» — с огорчением воскликнула девушка.

ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

Девушка с огорчением сказала: «Я пришла слишком поздно – поезд ушёл, и нужно бежать на автобус!».

С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

«ПР (!?)» — а. «ПР», — а.

А: «ПР(!?..)». А: «ПР».

Слова автора вписаны в ПР

«Поезд ушёл, — с грустью подумала девушка, — теперь уж точно опоздаю!»

Если начало ПР — логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

«Что ж, поезд успел уйти, — с грустью подумал студент. – Теперь я точно не успею в институт!».

Условные схемы таковы:

«ПР, - а, - пр».

«ПР, - а. - ПР».

ПР вписана в авторское повествование

Мужчина с грустью подумал: «Электричка ушла, теперь я точно опоздаю», — и быстро побежал на автобусную остановку.

Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

«Электричка ушла, теперь я уж точно опоздаю!» — подумал мужчина, и поспешил на автобусную остановку.

Условные схемы оформлений:

А: «ПР», - а.

А: «ПР (?! ...)» - а.

Правила написания диалогов

В диалогах:

  • кавычки не ставятся;
  • каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

Пример диалога:

- Отец приехал!

- И теперь надолго, - радостно ответил Юрий. - Экспедиция закончилась.

Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

- Отец приехал, - медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: - Папа, а ты надолго?

Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

- Сынок? - крикнула мама. - Это ты?

Обладая вышеописанными знаниями, думаю, не составит особого труда правильно написать прямую речь в текстах в соответствие с правилами русского языка. Схематичное представление правил можно переписать на листочек и пользоваться информацией при необходимости, пока она прочно не закрепится в памяти.

Остался только один интересный вопрос. Знаете, как и хорошие деньги? Внимание, имеется ввиду именно нормальная, а не копеечная работа. Спешу вас порадовать. Данная тематика широко освещается на этом блоге. Посмотрите публикации, есть много всего интересного. Подписывайтесь. Публикация новых материалов продолжается. До связи.

Чужое высказывание дозволено передать с поддержкой косвенной либо прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т.к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.

Инструкция

1. Если авторские слова расположены перед прямой речью, то позже них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным либо восклицательным знаком кавычки ставятся позже него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.Примеры: Андрей сказал: «Я буду теперь играть».Он спросил: «Что ты делаешь?»Он воскликнул: «Как красив вид из окна!»

2. Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с крошечной буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки позже прямой речи ставьте неизменно внутри кавычек, запятую при прямой речи без чувствительной окраски – позже кавычек и перед тире.Примеры: «Я буду теперь играть», – сказал Андрей.«Что ты делаешь?» – спросил он.«Как очарователен вид из окна!» – воскликнул он.

3. Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, позже них вновь поставьте запятую и тире:«Прямая речь, – автор, – прямая речь». Подметьте, что позже авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с крошечной буквы. Скажем: «Иди дальше, – сказала девица, – я следую за тобой».«Прямая речь, – автор. – Прямая речь». Скажем: «Вечером приду в гости, – сказал он. – Нам необходимо серьезно побеседовать».«Прямая речь!(?) – автор. – Прямая речь». Скажем: «Какой очаровательный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я откровенно восхищена природой».

4. Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по дальнейшим схемам:Автор: «Прямая речь», – автор.Пример. Он пробурчал: «Я дюже хочу спать», – и сразу же уснул.Автор: «Прямая речь!(?)» – автор.Пример. Я услышал голос из холла: «Как так дозволено?» – и Сергей Петрович вошел в комнату.Автор: «Прямая речь…» – автор.Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы теперь подул…» – и устремил взор в море.

5. Оформление диалога допустимо одним из следующих методов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С поддержкой тире отделяется вся реплика, заключенная в кавычки.Пример. В течение нескольких минут они шли безмолвно. Елизавета спросила: «Как длинно вы будете отсутствовать?» – «Два месяца». – «Вы будете мне звонить либо писать?» – «Да, безусловно!»С новой строки написана вся дальнейшая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.Пример.- Вам холодно, Екатерина? – спросил Иван Петрович.- Нет.- Давайте зайдем в кафе.- Отменно.

6. Оформление цитат:- Цитата записывается по одному из методов оформления прямой речи.Пример. Белинский считал: «Письменность есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».- Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся… и произведут бурю».- Цитата является комбинированный частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.Пример. Белинский подмечает, что у Пушкина есть чудесная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».- Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Предложения с косвенной речью помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном оформлении. При замене прямой речи на косвенную значимо обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос либо побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами применения некоторых слов.

Инструкция

1. В нашем языке чужие слова дозволено передавать несколькими методами. С этой целью почаще каждого применяются прямая и косвенная речь. Сберегая суть, эти синтаксические конструкции по-различному выражают оглавление, произносятся и оформляются на письме.

2. При передаче мыслей с подмогой прямой речи сохраняются все особенности высказывания: непоколебимым остается оглавление, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается нужными знаками препинания. Это самый точный метод передачи чужих слов.

3. Косвенная речь, как водится, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.

4. Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте основные правила построения предложений, верно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с сторонний речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине либо позже высказывания. Косвенная, как водится, занимает позицию позже авторских слов и является придаточным предложением. Дабы положительно совладать с заданием по замене сходственных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.

5. Вначале определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью примерно неизменно остаются неизмененными, они будут представлять основную часть сложноподчиненного предложения.

6. Дальше обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с основным будут союзы «что», «словно». Скажем, «Очевидцы утверждали, что (словно) горемычный случай случился по вине пешехода». Союз «дабы» используйте для передачи оглавления побудительных предложений. Частица «ли», местоимения «кто», «что», «какой» и др., наречия «когда», «отчего», «где» и т.п. помогают выразить косвенный вопрос.

7. Производя замену, наблюдательно следите за соответствием личных и притяжательных местоимений, лица глаголов: они употребляются с позиции того, кто их передает, а не от лица говорящего. Если прямая речь имела в составе обращения, передающие эмоции частицы либо междометия, то нужно их опустить.

8. Разглядите различные примеры замены прямой речи на косвенную: Бабушка попросила внучку: «Принеси мне, пожалуйста, очки». – Бабушка попросила внучку, дабы она принесла ей очки. Таксист уверенно заявил: «Я домчу вас до аэродрома за десять минут». – Таксист уверенно заявил, что домчит нас до аэродрома за десять минут. «Приходите на консультацию во 2-й половине дня», – объявил нам педагог математики. – Педагог математики объявил нам, дабы мы приходили на консультацию во 2-й половине дня. Марина поинтересовалась у подруги: «Лена, ты собираешься завтра в театр?» – Марина поинтересовалась у Лены, собирается ли она завтра в театр.

Видео по теме

Обратите внимание!
Не ставьте вопросительный знак, если перед вами косвенный вопрос. Оформленную как косвенную речь цитату заключайте в кавычки и пишите со строчной буквы.

Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

    Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    — Не видали маму?

    М. Горький

  1. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

    Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

А) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил».

Лермонтов

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»

Лермонтов

Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:

«А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

Лермонтов

— А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

«Как это скучно!» — воскликнул я невольно.

Лермонтов

— Как это скучно! — воскликнул я невольно.

«Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья.

— Умерла… — эхом откликнулась Аксинья.

«Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

— Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
  • после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    — Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов

    — Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же?

    Лермонтов

    — Выслушайте меня… — сказала Надя, — когда-нибудь до конца.

    — Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев

    — Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    — Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?

    М. Горький

    Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

    Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

«Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится».

Лермонтов

Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Знаки при прямой речи

    § 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

    1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

      Маленькая девочка бежала и кричала:
      – Не видали маму?

      М. Горький

    2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

      Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

    Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

      Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

      Белинский

    § 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

    а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

      Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

      Лермонтов


      Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

      Лермонтов


      Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

      Лермонтов

    б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

      «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

      Лермонтов

      – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

      «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

      Лермонтов

      – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

      «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

      Шолохов

      – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

      «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

      Шолохов

      – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

    после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

      – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

      Лермонтов


      – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

      Лермонтов


      – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

      Чехов


      – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

      Тургенев


      – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

      Тургенев

      – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

      М. Горький

    Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

    Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

    § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

      «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».